sisin83 (sisin83) wrote,
sisin83

ВелоКарелия2011. Отчет.

Сейчас я уже не помню, почему мы решили ехать в Карелию в 2011 году. Кажется, это оказался наиболее лучший вариант. Раньше ездили на Тамань, Байкал, Крым.
Состав группы: Сисин Сергей (Качканар), Мохов Дмитрий(Екатеринбург), Шаймарданов Ренат(Москва), Сушко Дмитрий(Москва).
Со временем определились заранее по сервису гисметео "Дневник погоды": первая половина июля. Время на поход 2 недели, причем на 1 день пришлось сократиться так как Ренату надо было лететь на свадьбу.
Билеты покупали на сайте ржд преимущественно по электронной регистрации. Туда поезда удалось состыковать через Питер, обратно через Москву. 1 июля на Демидовском экспрессе отправились из Екатеринбурга. Из Москвы должны были выехать на следующий день.
Маршрут был составлен по путеводителю Вокруг света. Карту купил на озоне.

0 день. Санкт-Петербург. 30км
До Мурманского поезда была куча времени: мы сдали лишние вещи в камеру хранения и поехали кататься. Ладожский вокзал расположен достаточно удобно и от него можно прямо попасть в центр. Воскресенье, утро - машин было очень мало, часто попадались автобусы с туристами. Проехали по Невскому проспекту, через Стрелку васильевского острова, в Петропавловскую крепость нас не пустили, побывали у Авроры и поехали назад. Посидели в Кафе на воде напротив васильевского острова. Цены кусаются, поэтому на обратном пути поели еще в бурргеркинге около московского вокзала. Около ладожского вокзала немного закупились продуктами в супермаркете Окей. На вокзале нам сделали сюрприз: поменяли платформы поездов местами и народ пошел навстречу друг другу. С велосипедами было неудобно переходить, но мы сели в поезд и поехали.

1 день. Кемь - Соловки. 37км
По прибытии в Кемь нас ждал марафон: я так купил билеты, что между прибытием поезда и отправлением парома 1 час и расстояние где-то 12км (мы думали 10). Билеты бронировал на сайте туркомплекса Причал: 600р./чел. + 50р за вел. Поезд не опоздал. За 15 мин. собрали велы и двинулись. Приехали тютелька в тютельку))) На причале сначала перепутали наше судно с научным и с нашего судна нам решили посигналить (полгруппы из Москвы приехали еще вечером и ждали нас там). Лично я подумал, что судно стало отплывать))) и понесся быстрее к парому. К слову, билеты мы бронировали на паром Метель, а везли нас на Тумане. Погода была отличная, хотя за день до этого было резкое похолодание: Ренат и Дима ночевали при +8 а то и ниже. По пути покормили чаек, издалека видели белуху и тюленя. Паром прибыл через 2,5 часа. Поехали сначала в центр гостеприимства, где нам рассказали что запрет на установку палаток уже не действует и костры разрешили разжигать на старых костровищах, хотя потом слышали как экскурсоводы называли нас нарушителями))). Там же купили карту, правда очень старую, но основные места там отмечены. Поели в кафе и поехали на север острова через филипповские садки, ботанический сад, гору Секирная и скиты разных времен. Вход в ботанический сад оказался платным: 180руб., что показалось много, хотя там много чего собрано, но после Никитского ботанического сада это не то. Первый раз оставили велосипеды с вещами без присмотра - просто их сцепили. Изначально планировали поехать на Ребалду и полностью объехать север острова вдоль моря, но решили этого не делать, так как особого смысла в этом не было да и качество дорог оставляет желать лучшего. На ночевку встали у озера, место было обустроено. Питание было преимущественно трехразовым и преимущественно макароны/гречка/рис с тушенкой. Комаров оказалось много, но еще больше мошки и оводов от которых аэрозоли не защищали, поэтому нас изрядно покусали, хотя и не так сильно.

2 день. Соловки. 44км
Подъем обычно был часов в 9 - вставало солнце и в палатке было невозможно находиться, хотя это больше относится к югу карелии. На Соловках было прохладно - дул ветер с моря. Позавтракали и вернулись к кремлю: там закупились монастырской выпечкой и квасом. Дальше поехали на восток на остов Муксалма. Дорога сильно убита - летом можно только пройти пешком или проехать на велосипеде. Местами на дороге болото и сделан обход из бревен. Велосипед местами проваливался на полколеса. Проезд на остов по дамбе из больших валунов. Скит совсем недалеко от дамбы. Кстати, там были старые фотографии: в царское время в тех местах кипела жизнь. Зачем то решили ехать дальше по тропе - в результате уперлись в болото и промочили ноги. Самые стойкие дошли до берега моря. Позже вернулись к кремлю и поели в кафе. Дальше поехали на юг к переговорному камню и стали искать место для ночлега. Первый улов был выпущен обратно в озеро. Странная там рыба: окуни клюют на хлеб.

3 день. Соловки - Кемь - М-18. 71км
Утром заехали на реконструкцию лабиринтов. Считается, что они служили, чтобы души мертвых не попадали в наш мир и они расположены, если я не ошибаюсь, на Кузоватовых островах. Видели палатку мэра Соловков - по телевизору не показывали, что она стоит на территории какой-то турбазы с нормальными домами. На экскурсию по кремлю мы опоздали и пошли так, я остался с велами. Судя по фотографиям было интересно. Особенно, конструкция башен кремля. В этот день мы планировали уехать в Беломорск и тут выяснилось что парома нет и придется возвращаться в Кемь. Перекусили в кафе и поплыли на большую землю. Оказалось, что Билеты без брони стоят на 150р: 750р + 50р за велосипед. Плыли на том же судне что и туда - нас посадили на корму, где было тепло и мы даже немного поспали на пенках. Померил гпс скорость судна: 16км/ч всего. В 18.30 прибыли в рабочеостровск и поехали: гпс показал, что до беломорска 128км. В Кеми было предложение поехать поездом, но оба Дмитрия уже настроились ехать. Что делать - поехали. Отдыхали минут по 5 каждые 10км. Горок в Карелии нет, ночью светло - в итоге встали на ночлег где-то в 11 часов - старались найти место с водой, а везде болота или занято или видно с трассы. Нашли, поели и спать. Отдельно хочется рассказать мое впечатление о Соловках: место очень необычное и интересное, 3 дня пролетели очень быстро и туда хочется вернуться несмотря на то, что это север и там всегда холодно. Для верующих это место для паломничества.

4 день. М-18 - Беломорск - Медвежьегорск. 78км

Утром оказалось, что мы не доехали всего 2км до крупной речки, хотя там стояли дорожные работники. Доехали до поворота на Беломорск. Съездили за водой в поселок Пушной. В поселке Сосновец устроили пикник у магазина. Дорога идет вдоль беломорканала. Вскоре, проехав ГРЭС, выехали к петроглифам - оказалось они раскиданы на большой территории, есть много троп. По одной попробовали проехать, но вернулись. Приехали на место, названное в честь известного петроглифа - старая залвруга. Петроглифы - это рисунки на камнях старее чем египетские пирамиды. Их больше 1000 на разные темы - есть даже камасутра. Площадку спонсируют из-за рубежа. После незапланированного переезда подробно смотреть петроглифы не захотелось. Ренат в одиночку сходил на экскурсию. Часть группы дополнительно съездила на шлюз и поехали на жд вокзал беломорска. Места в ближайшем поезде оказались, купили билеты и стали ждать: сложили велосипеды, на вокзале оказались розетки и мы поставили аккумуляторы на зарядку. Стоянка поезда всего 5 минут, но сели удачно. Через 4 часа уже в медвежьегорске. Южнее белые ночи оказались темнее - это был единственный раз когда мы поставили фонари. Второе, на что мы обратили внимание - вдали от моря гораздо теплее. По гпс быстро выехали в нужном направлении и встали на ночевку прямо в городе на озере, где домов рядом не было.

5 день. Медвежьегорск - Кузаранда. 100км
Позавтракали у магазина в Медвежегорске. Потихоньку привыкали к жаре - солнце тут палило не хуже чем на юге. На день был заложен большой пробег, но мы уже были готовы. Дорога асфальтовая. Поначалу доставали карьерные грузовики - они гоняли колонной на большой скорости и сильно пылили. Быстро выехали к онежскому озеру и дорога пошла вдоль берега. Вроде везде вода, но место для обеда искали очень долго. Остановились только в поселке Шуньга. Приготовили на газу. Местные нас сразу предупредили про змей, но нас этим не испугать и мы еще поспали прямо на змеиной тропе. Интересно, в карелии часто попадаются бани, которые стоят прямо у воды. Оказалось, что рядом добывают Шунгит - отсюда, видимо, и название деревни. Позже еще проезжали карьер по добыче шунгита. По пути домой я случайно встретил геолога и спросил что такое шунгит - он ответил, что это кремень и он есть только в карелии. А в карелии у него нашли какие-то целебные свойства - из нашей группы никто шунгит домой не повез - жалели конечно что его так не подобрали, но тратить 100-200руб за поделку из шунгита не хотелось.
По пути заехали в Толвую - в путеводители упоминались достопримечательности, но то что мы увидели нам интересным не показалось и поехали дальше. Вскоре повернули на Кузаранду. Потихоньку асфальт превратился в грунтовку, появляясь около деревень(в Карелии 3 дома - уже деревня). Начались поломки: у Димы на стелсе сначала вылетело несколько спиц а через несколько км уже в кузаранде был прокол. На карте был отмечен маяк немного в стороне, но мы его не увидели: наверное озерные маяки не такие высокие как морские. На ночевку встали на местном пляже на берегу онежского озера. Пробовал рыбачить, но берег слишком мелкий.

6 день. Кузаранда - Узкая Салма. 92км
Утром поехали в магазин. Очень удачно, что он оказался в такой деревне. По плану должны были выдвинуться в сторону деревни Типиницы и далее по берегу Онежского озера до поселка Великая Губа. На выезде из Кузаранды спросили дорогу, на что нам ответили: "ну, попробовать можете". Дорога изначально была непроезжабельна и мы пошли пешком. 10км до другой дороги. Прошли 7км и уперлись в болото. На самом деле мы ошиблись с поворотом: дорога с вырубок обычно лучше, чем старые дороги. Вообщем через 3 часа мы вышли обратно в Кузаранду. Решили ехать в объезд прямо к Великой губе. Атаковали магазин: лично я съел рулет и выпил литр сока). Купили мороженое из Екатеринбурга))) Это был наш обед. По пути в Великую губу проезжали карьер по добыче шунгита, пропустили Космоозеро. Часов в 7 были в Великой Губе. Закупились в магазине и поехали искать место для ночевки. Планировали встать где-то рядом, но не было выхода к воде и автоматом поехали дальше - получилось, что мы проедем половину маршрута следующего дня. Пытались встать на ночлег раньше, но не смогли подойти к воде. В Узкой Салме оказалось рыбное хозяйство и причал для погрузки бревен - там и встали, зато с дровами проблем не было. Место оказалось рыбным - хорошо клевала плотва и окунь. Поужинали и спать.

7 день. Узкая Салма - Ерсенево. 31км
По плану мы вечером должны приехать в гостиницу, но мы уже в 20км от нее, поэтому сильно не торопились. Утром еще порыбачили и пойманную рыбу пожарили в фольге. Первый раз увидели гадюку. Как потом выяснилось в районе Кижей концентрация змей в 8 раз больше чем в общем по Карелии. Как добираться до гостинице мы точно не знали - дорога на карте не отмечена - поставил точку примерно, где она должна находиться (позже оказалось, что я метров на 100 ошибся))). Пару раз не туда повернули и намотали лишних 10км. Выехали в деревню Боярщина. Там оказалось, что по земле в гостиницу не попасть и связь работала нестабильно - помог местный житель, который перебросил нас до деревни Ересенево. Очень непривычно, когда вода заменяет дороги - в деревне вместо центральной дороги оказалась тропа, а заборы уходят прямо к воде. Быстро заселились в гостиницу. Мы были единственными постояльцами. Дозаказали ужин. Еще нам принесли сначала пиво - это было единственный холодный напиток))), а часа через 2 еще 3 литра парного молока (в деревне была миниферма). Гостиница оказалась очень приличной: мы заказали 3-х местный номер с доп. размещением (вышло 1200 с чел) + 350р ужин + 250р завтрак. В номере 2 полотенца, тапочки, шампунь, гель для душа. Душевая кабинка в номере. Есть горячая вода. В общем все помылись, постирались и наотдыхались. Гостиница - это восстановленный частный дом. Снаружи он выглядит по старинному, а внутри все новое, все построено из карельского дерева. Гостиницу мы нашли на сайте Кижей и решили туда заселиться потому что в стоимость номера входит трансфер на Кижи. Для сравнения метеор Петрозаводск-Кижи стоит 1100р. День только омрачила новость о затоплении Булгарии. Сразу вспомнился поход по Тамани, когда там добрались до телевизора - упал самолет в Перми. Лучше телевизор в походах не смотреть.

8 день. Ерсенево - Кижи - Петрозаводск - Кондопога. 11км
Утром позавтракали шведским столом и поплыли на Кижи. К нам сразу подошли сотрудники охраны: очень сильно беспокоились, чтобы мы не разводили костров и не ездили на велосипеде по той части острова, где находится погост, хотя сотрудникам музея почему то это делать можно. Очень удачно приехали: 4 теплохода с иностранцами уже уезжали, а метеоры из Петрозаводска еще не приехали. Велосипеды оставили у кассы - нам пообещали их охранять. Группа собралась с почти земляками из Перми и нам нашли экскурсовода. Описывать Кижи не буду - нам показали погост и дом зажиточного крестьянина, показали как делали купола церквей. Очень много всего интересного. Дальше мы прошлись по другой части острова и решили вернуться чуть раньше в Петрозаводск. Погрузили велосипеды на метеор и поехали. Заплатили меньше чем ожидали 1100р с чел + 200р за вел(ожидали 600р). По пути пошел дождь. Петрозаводск также встретил нас дождем. Переехали на жд вокзал, сели в электричку и вышли в Кондопоге. На ночевку встали на окраине города, куда народ приезжал купаться.

9 день. Кондопога - Кивач - Кончезеро. 71км
Утром быстро выехали на трассу М-18 Кола. 20км пролетели незаметно: асфальт свежий еще без разметки и как потом выяснилось ветер был в спину. Свернули на Кивач. Почти сразу начался заповедник - самый маленький в России. Остановки и заходы в лес запрещены. На входе в Кивач необходимо купить билет: 80р. Там же выяснилось, что дорогой, которой мы планировали ехать невозможно - мост через реку разрушен. По сути водопад Кивач не водопад, а большой порог на реке Суна. На территории заповедника есть музей, где можно заказать походы для групп. Перекусили пирожками в кафе - шашлыки есть не стали. Пришлось ехать обратно практически до Кондопоги. Дальше повернули на Кончезеро. За рекой Суна у Димы был прокол и пока он чинился все ушли есть чернику и землянику. В Кончезере закупились продуктами и встали на ночлег между Габозером и Пертоозером.

10 день. Кончезеро - Марциальные воды - Шуйская Чупа. 46км
По прямой до Марциальных вод было близко, по дороге не очень и пришлось ехать по дороге. Марциальные воды - источник минеральных вод, открытый во времена Петра I. Там есть лечебный профилакторий. Приезжает много туристов. Воду лучше пить на месте, так как перевозить ее сложно: она очень сильно насыщена железом, которое быстро окисляется и вода ржавеет. Пообедали в кафе и поехали обратно в сторону Петрозаводска. Дима поймал колесом на дороге какую-то колючку. Опять поели черники. Встали на ночлег в поселке Шуйская Чупа, как потом выяснилось около резиденции президента(какого правда не понятно: республики или страны). Дима с Ренатом съездили в продуктовый магазин. Вечером попробовали Карельский бальзам.

11 день. Шуйская Чупа - Петрозаводск. 42км
В Петрозаводск доехали достаточно быстро. Дорога конечно оставляет желать лучшего. Сразу поехали на набережную, где много памятников. Позже съездили на Петровский ликероводочный завод, где в фирменном магазине закупились карельским бальзамом. С поиском места для обеда так и не определились: на набережной одни шашлычные, а кафе, которое всех бы устроило так и не нашли - помешал дождь. Купили продукты в дорогу и поехали на вокзал.

12 день. Москва. 15км
План минимум для Москвы - посещение Декатлона и Красной площади. На пересадку с Ленинградского на Казанский вокзал у нас почти 8 часов. Собрали велы. Вещи сдавать не стали, так как уже привыкли с ними ездить. Ренат уехал сразу. А Дима проводил нас до Декатлона Сокольники. Там же купили продукты в дорогу в Ашане. Москва оказалась очень трудна для проезда на велосипеде, но до красной площади мы все же добрались, правда заходить на нее не решились - висел знак проезд на велосипеде запрещен. Поели в Макдональдсе на манежной площади и решили обойти кремль. С другой стороны тоже нарвались на знак проезд на велосипеде запрещен. Немного посмотрели как красную площадь готовят к съемкам в топ гир и поехали назад. Точнее пошли. Выбранный маршрут не позволял ехать - очень узкая пешеходная дорожка. На вокзале просидели еще где-то час.

Так закончился наш 4-й велопоход на это раз по Карелии. Следующий поход будет по Алтаю или Белоруссии. Это будет последний поход в этом же формате.
Tags: Карелия, велопоходы, путешествия, туризм

• традиция велопрогулки прощай лето сохранилась

Проводил велопрогулку для НПОА в 2008-2010г.г. те 3 раза. Уже там не работаю и из Ебурга уехал. А прогулку инициативные люди сохранили и в 2011 году…

• тестирую отпугиватель собак dazer 2

Последнее время при езде на велосипеде стали часто кидаться собаки. В Интернете мне посоветовали купить dazer 2 - ультразвуковой отпугиватель собак.…

• Качканар - город собак

Только что пережил нападение 2-х свор собак - всего 5-7 штук с перерывом минуты 2. Желание ездить тут на велосипеде постепенно пропадает. С…